Основой для любых изменений в рамках внедрения CRM-подхода в организации должен стать набор базовых принципов построения клиентоориентированной организации, в число которых входят:
- Делать акцент на удержание имеющихся клиентов, а не на привлечение новых.
- Постоянно повышать лояльность клиентов.
- Прикладывать наибольшие усилия на привлечение "выгодных" клиентов, стимулируя при этом переход остальных клиентов в категорию "выгодных".
- Минимизировать количество неудовлетворённых клиентов.
CRM - технология ведения бизнеса, а не коробка с компьютерной программой
В настоящее время на рынке присутствует множество программных продуктов. На наш взгляд в 80% случаев важен не программный продукт, инсталлированный на компьютеры сотрудников компании. Внедрение CRM является более трудоёмким и сложным процессом, нежели просто установка компьютерной информационной базы, содержащей сведения о клиентах и о всех контактах с ними. Внедрение CRM требует не столько значительных временных и материальных затрат, сколько волевых усилий со стороны руководства компании, в частности готовности руководства критически взглянуть на все стадии взаимодействия всех структурных подразделений компании с клиентами.
Результат внедрения CRM
Отдача от внедрения клиентоориентированного подхода может значительно превысить затраченные усилия и принести большие выгоды, нежели просто удобство работы сотрудникам отдела продаж за счёт использования информационной системы. Внедрение CRM подхода позволит:
- повысить управляемость бизнеса.
- сделать его предсказуемым и более эффективным.
- увеличить объём продаж.
Три составляющие клиентоориентированного подхода
С точки зрения наших консультантов, внедрение клиентоориентированного подхода должно включать в себя три основных элемента:
- Технология CRM. Внедрение в хозяйственную деятельность клиента технологий и принципов CRM-подхода.
- Построение системы регулярных продаж. Внедрение технологий регулярного менеджмента в сферу взаимоотношений с клиентами. Должна быть решена проблема внутренних процедур организации: как работает система управления, насколько понятны и отлажены бизнес-процессы взаимодействия с клиентами.
- Подбор программного продукта в соответствии с бюджетом заказчика и его реальными потребностями. В случае необходимости подготовка технического задания для программистов с целью корректного встраивания программного продукта в информационную систему заказчика. В течение 3 - 6 месяцев мониторинг того, как используется информационная CRM-система с выдачей рекомендаций заказчику.
Методология внедрения CRM
Подходы, которые используют консультанты "ЦБПУ - управленческие решения" к внедрению CRM, ориентированы прежде всего на применении технологии регулярного менеджмента и на внедрении принципов CRM, удовлетворяющих специфике деятельности организации.
Программный продукт CRM, настроенный для работы в конкретной организации, позволяет закрепить изменения в технологии взаимодействия с клиентами и привести деятельность менеджеров в соответствие с разработанными совместно с консультационной компанией процедурами.
Наша методология предусматривает следующий подход к решению поставленных клиентом задач:
-
Формальное описание бизнес-процессов взаимодействия с клиентами в организации "Как есть".
-
Анализ и усовершенствование бизнес-процессов взаимодействия с клиентами в соответствии с принципами подхода CRM и стратегическими целями организации.
-
Разработка требований к информационной системе класса CRM. При необходимости разрабатывается структура данных информационной системы с описанием сущностей, атрибутов и связей между ними.
-
Подбор совместно с консультантами информационной системы; её подстройка под потребности, а также цели и задачи клиента, внедрение программного продукта класса CRM IT-специалистами под контролем консультантов "ЦБПУ - управленческие решения".
-
Мониторинг организационных изменений и корректного использования CRM-системы.