Тел./Факс: +7 812 600-7113
ОАО «Усть-Луга Ойл»
«Увеличение производственной мощности комплекса наливных грузов в Морском торговом порту Усть - Луга»
AО «Ростерминалуголь»
«Увеличение пропускной способности угольного терминала в Морском торговом порту Усть-Луга»
ООО «Портэнерго»
«Реконструкция терминала по перегрузке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов»
Оценка удовлетворённости персонала трудом


Семь раз отмерь один раз отрежь

С одной стороны совершенствовать систему управления человеческими ресурсами в организации сегодня намного легче, чем лет 15 назад. Нас окружает бесконечное информационное пространство. Знания можно почерпнуть из книг, специализированных деловых изданий, Интернета… С другой стороны, в этом море информации порой легче утонуть, чем доплыть до пункта назначения. Помните героя Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)», который прочитал медицинский справочник и решил, что у него есть симптомы всех болезней, кроме родильной горячки?  Нечто подобное происходит с менеджментом компаний. После прочтения популярного управленческого журнала хочется сразу приступить к совершенствованию корпоративной культуры, реализовать проект по тим-билдингу и совершенствованию системы мотивации и    и…и…и.

Анкетирование удовлетворенности персонала своим трудом

Чтобы определиться с приоритетностью того или иного консультационного проекта необходимо провести диагностику системы управления персоналом. Один из способов - проведение анкетирования удовлетворенности персонала трудом. Целями подобного исследования являются:

-   выявление зон неэффективности в работе компании;

-   выявление возможностей для повышения производительности, эффективности деятельности, лояльности сотрудников.

Для получения по результатам исследования релевантной информации в анкетировании должны принять участие представители всех структурных подразделений, половозрастных групп, управленческих уровней компании. Желательно, чтобы анкетирование было анонимным,  в этом случае увеличивается количество искренних и достоверных ответов респондентов.

Сравнение статистических результатов обработки анкет (распределение ответов по группам респондентов) позволяет выявить как зоны относительного благополучия, так  и зоны повышенного риска в управлении персоналом.

Ниже в таблице представлен пример результатов анкетирования персонала в одной из компаний. Красным цветом выделены значения, находящиеся в «группе риска», желтым – в группе относительного неблагополучия, голубым – зоны благополучия. До проведения анкетирования руководство исследуемой организации формулировало в качестве основной проблемы чрезмерную загрузку персона и непомерную напряженность работы сотрудников. Однако, исследование показало (распределение проблемных зон по анализируемым аспектам), что более всего персонал организации не удовлетворен размером заработка и отсутствием зависимости размера оплаты труда от результатов работы. А режим работы и её напряженность почти всех устраивает.

Статистические результаты обработки анкет (распределение ответов по группам респондентов)

Наименование анализируемого  аспекта

Среднее по организации

№ структурного подразделения

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

1. Размер заработка

-0,11

-0,29

0,06

-0,14

-0,63

-0,06

-0,21

0,00

0,00

0,00

0,33

2. Режим работы

0,50

0,43

0,19

0,29

0,00

0,64

0,47

0,39

0,29

0,69

0,74

3. Разнообразие работы (отсутствие рутины)

0,52

0,67

0,70

0,63

0,58

0,77

0,45

0,58

-0,50

0,64

0,65

5. Напряженность работы

0,25

0,36

0,64

0,50

-0,17

0,36

0,02

0,54

0,00

0,36

0,74

8. Возможность должностного продвижения

0,10

-0,38

-0,40

0,40

-0,25

0,21

0,08

-0,06

0,33

-0,25

0,69

12. Зависимость оплаты труда от результатов работы

-0,08

0,20

0,07

-0,13

-1,00

0,17

-0,29

-0,19

0,50

-0,50

0,58

13. Возможность повышения квалификации

0,43

0,44

0,31

0,44

0,17

0,29

0,41

0,42

-0,07

0,25

0,85

 

Выводы по результатам анкетирования персонала

Анализ ответов в разрезе отдельных вопросов не позволяет увидеть объективную картину состояния дел на предприятии клиента. Необходимо сопоставить ответы на различные вопросы. Например, по результатам анализа табличных данных по подразделению «4» у сотрудников наблюдается  недовольство оплатой труда и напряженностью работы в сочетании с не очень высоким показателем по параметру «карьерный рост», что может означать недостаточную привлекательность организации как работодателя для специалистов данного структурного подразделения/ специализации. Данная гипотеза подтвердилась ответами на другой вопрос - о планах персонала на будущее (см. ниже диаграммы 1 и 2). Так результаты анализа показывают, что только 14% сотрудников подразделения «4» планируют продолжать работать на прежней должности в течение 1-2 лет, что в 4 раза ниже среднего уровня по организации.  Ни один сотрудник подразделения «4» не планирует продолжать работать на прежней должности в течение 3-5 лет.  При этом перейти на работу в другую организацию в течение 3-5 лет планируют 29% сотрудников подразделения, что в 4 раза выше среднего уровня по организации. Поскольку в подразделении «4» сконцентрирована ключевая компетенция организации, то сложившаяся ситуация требует немедленного вмешательства.

 

Диаграмма 1  Диаграмма 2
Планы сотрудников подразделения на 1-2 года Планы сотрудников подразделения на 3-5 лет
diagr1

diagr2

Результаты анкетирования позволяют получить «сухой остаток» от ответов на риторические вопросы:

-   Что важнее для вашего персонала деньги или признание заслуг?

-   Что для вашего персонала является мотивирующим фактором кнут или пряник?

-   Выкладываются ли сотрудники на 110% или только имитируют бурную деятельность?

-   Будут ли они работать в компании до пенсии или нужно срочно готовить кадровый резерв?

Диагностика системы управления персоналом позволяет выявить истинное состояние и приоритеты (очередность проектов) в сфере совершенствования управления человеческими ресурсами в компании. Что, в свою очередь, позволяет повысить управляемость самого непредсказуемого фактора – человеческого.

 

P.S. Да, кстати, герой Джерома К. Джерома все-таки сходил к врачу, который после обследования дал следующий рецепт:  

«Бифштекс .......... 1 фунт

  Пиво ............. 1 пинта (принимать каждые 6 часов)

  Прогулка десятимильная ..... 1 (принимать по утрам)

  Постель ........... 1 (принимать вечером, ровно в 11 часов)

И брось забивать себе голову …».

Не забывайте посоветоваться с консультационной компанией прежде, чем вносить существенные изменения в деятельность своей компании.

Будем рады вашим обращениям.